№30
    
 
 

 

Андрей Звягинцев


 К истории вопроса

ХИРУРГ, ПЕСКОВ И РАЙКИН…

Публичная дискуссия о свободе творчества, начатая худруком театра «Сатирикон» Константином Райкиным набирает обороты и выходит на все новые витки. Началось все с выступления Константина Аркадьевича на съезде Союза театральных деятелей, где он рассказал, что в Россию, оказывается, возвращается цензура, нас всех приглашают назад в СССР, а он в СССР не хочет и поэтому протестует.

 

Справедливости ради надо сказать, что все началось с того, что Минкульт не дал «Сатирикону» денег и Райкин объявил, что «Сатирикон» закрывается. Меньше чем через неделю после этого заявления Константин Аркадьевич обнаружил, что в Россию пришла цензура. Ему немедленно ответил пресс-секретарь президента Песков, который сказал, что никакой цензуры в России нет, а есть наоборот полная свобода, а если Райкин насчет денег, то деньги государство дает тем, кому надо и на то, что надо, так что Райкину надо самому думать, почему ему денег не дают.

Подобный обмен мнениями между людьми власти и людьми творчества идет на Руси более двух веков, и со времен споров Екатерины Великой с Новиковым дискурс сей, а также набор аргументов совершенно не изменился. И все было бы чинно-благородно, по-старому, если бы в спор между властью и творческой интеллигенцией не ворвался на своем байке патриотический мотоциклист Хирург. Патриотический мотоциклист Хирург немедленно сообщил, что «дьявол всегда соблазняет свободой!». А также, что «под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой бы текли нечистоты». И тут же добавил, что он, патриотический мотоциклист Хирург, не собирается бездействовать и сделает все, чтобы защитить Россию от американской демократии. Поскольку по данным патриотического мотоциклиста «сегодня Россия является единственной страной, у которой есть свобода». Что же касается своего оппонента, то мотоциклист знает, что «райкины в Америке не существовали бы, а у нас существуют». Пресс-секретарю Пескову, видимо, не понравилось, что патриотический мотоциклист Хирург не спросясь влез в давний и вполне академический спор власти и интеллигенции, и поэтому Песков решил поставить Хирурга на место, напомнив последнему, кто такой Райкин, а кто есть Хирург. «К огромному таланту Райкина мы относимся с безграничным уважением и я считаю, что просто бес попутал этого мотоциклиста, который его оскорбил», - заявил Песков и выразил надежду, что мотоциклист извинится. Однако, патриотический мотоциклист на место вставать, а тем более извиняться категорически отказался. «Никакой бес меня не путал», - дерзко ответил Хирург путинскому пресс-секретарю. И объявил, что все свои слова готов подтвердить еще раз. Тут явно сказалось, что Песков и Хирург по-разному оценивают свои статусы. Для Пескова Хирург - чмо из переулка, которому временно дают денег, поскольку он пока нужен для ролевой патриотической массовки. Для Хирурга Песков - путинский лакей, а он, Хирург, - друг Путина, и поэтому терпеть от путинского лакея всякое "бес попутал", а тем более, извиняться по его указке, Хирург совершенно не готов. Полагаю, что у каждого из трех участников этой дискуссии о свободе творчества есть своя правда и им просто надо понять друг друга. Безусловно, прав Константин Аркадьевич. Он ведь так старался играть по правилам власти, вот и покражу Крыма всем сердцем принял, а власть ему денег не дает. Тут бы любой не выдержал, сорвался. Нервы-то ни к черту. Тут уж, кстати, надо войти в положение Минкульта, которому сейчас не до театра какого-то, когда у самого министра хулиганы из Российской академии наук докторскую степень отбирают, а тут еще Райкин так не вовремя со своей цензурой. Можно понять и Дмитрия Пескова, который вел себе интеллигентный спор с Райкиным, а тут Хирург на мотоцикле, весь потный, вопит несуразное про дьявола и нечистоты. Люди ведь могут подумать, что это он, Песков, Хирурга на Райкина натравил. А он и не травил совсем. И вообще не в уровень Хирургу встревать в спор путинского пресс-секретаря с народным артистом России. К тому же в семье проблемы: дочь, Елизавета, заявляет, что в Париже ей лучше, чем в России и возвращаться на родину отказывается. А тут еще Хирург с мотоциклом.

Есть своя правда и у патриотического мотоциклиста Хирурга. Ему ведь за что власть 266 га земли в Крыму нарезала? За что ему сотни миллионов из бюджета регулярно отсыпают? Правильно, за то, чтобы он крамолу искоренял и как пес цепной в любого, кто запах американской свободы в себе несет, вцеплялся и рвал на клочки. Вот и вцепился в Райкина, потому что пахнуло от него свободой. А ему за его верную службу вместо спасибо про какого то беса говорят. Обидно! Одним словом, всем надо успокоиться. Ситуация в стране непростая. Денег, как известно, нет. Нервы у всех ни к черту. Надо всем сделать сначала шаг назад, а потом шаг навстречу друг другу. Пескову надо позвонить Мединскому и сказать, чтобы отсыпал немножко денег Райкину. Константин Аркадьевич немедленно успокоится и забудет про цензуру, помяните мое слово. Хирургу в утешение надо отрезать еще кусок земли в Крыму. Поскольку земля там все равно не наша, а украинская, и когда Крым рано или поздно вернется в Украину, пусть украинские власти с мотоциклистом сами разбираются. А еще Пескову надо срочно лететь в Париж и объяснять дочери, чтобы она в социальных сетях не писала, что в России образование – говно и жизнь – говно, и поэтому она в Россию не вернется. Ей надо объяснить, что она в Париже благодаря папе, а папа деньги за патриотизм получает. Девочка умная – должна понять. Тут ведь что важно: все участники этой дискуссии по большому счету делают одно важное дело – любят отечество и курс поддерживают в главном. Время сложное, кому-то на ногу наступили, кто-то сорвался, покричал, так что ж теперь, ссориться из-за пустяков? Главное, ведь, что? Правильно: Крым – наш! И с этим все трое участников дискуссии согласны. А остальное – мелочи.

Игорь Яковенко

(facebook)


Другие публикации этого раздела

 http://obivatel.com/artical/173.html

http://obivatel.com/artical/184.html

http://obivatel.com/artical/178.html

http://obivatel.com/artical/213.html

http://obivatel.com/artical/247.html

http://obivatel.com/artical/236.html

http://obivatel.com/artical/262.html

http://obivatel.com/artical/283.html

http://obivatel.com/artical/306.html

http://obivatel.com/artical/317.html

http:/obivatel.com/artical/325.html

http://obivatel.com/artical/341.html

http://obivatel.com/artical/364.html

http://obivatel.com/artical/372.html

http://obivatel.com/artical/384.html

http://obivatel.com/artical/425.html

http://obivatel.com/artical/441.html

http://obivatel.com/artical/447.html

http://obivatel.com/artical/459.html

http://obivatel.com/artical/473.html

http://obivatel.com/artical/485.html

http://obivatel.com/artical/500.html

http://obivatel.com/artical/524.html

http://obivatel.com/artical/564.html

http://obivatel.com/artical/571.html

http://obivatel.com/artical/589.html

http://obivatel.com/artical/605.html

http://obivatel.com/artical/631.html

http://obivatel.com/artical/649.html

http://obivatel.com/artical/657.html

http://obivatel.com/artical/670.html

   










Яндекс цитирования





       

 

Андрей ЗВЯГИНЦЕВ
ДУРНОЙ СОН ГОСЗАКАЗА
Талантливый режиссер о том, может ли государство вмешиваться в работу художника

 В ответ на отчаянное, глубокое и чрезвычайно важное для сегодняшнего дня высказывание Константина Райкина о цензуре на следующий день высказался пресс-секретарь нашего президента Дмитрий Песков. Позволю себе высказаться тоже.

Совершенно очевидно, что в пространство культурной жизни страны цензура вошла в полный рост. Отрицать это может только лжец или невежда. Запрет спектакля, запрет выставки, запрет публикации текста — все это и есть цензура. Просто невероятно, с какой легкостью сейчас происходит подмена понятий. Никто даже и не морщится. Мы говорим: «Это цензура», они говорят: «Это госзаказ». И еще нам же предлагают «не путать понятия». Вы сможете назвать хоть один оперный театр или хотя бы с десяток кинокартин, созданных без участия государства? Ситуация в нашей экономике и культуре сейчас такова, что их нет. Стало быть, следуя логике пресс-секретаря, для которого «если государство дает деньги… оно заказывает произведение искусства на ту или иную тему», выходит, что практически вся культурная жизнь России сегодня ангажирована властью.

Кто же эти люди, которые осуществляют заказ? Аристархов с Мединским? Или, может быть, Яровая, или Песков? Формулировать заказ будут они? Да, есть чиновники, которым верховная власть делегировала обязанности руководить Министерством культуры и прочими профильными ведомствами. Но не они создавали Большой театр или тот же «Сатирикон», как не они вырабатывали законы поэтики и эстетики, формировали направления и течения современного кинематографа или театра. Как могут они «заказывать искусство»?

В нашей стране миллионы людей, каждый из которых выбирает себе профессию, долго учится, совершенствуется, чтобы стать мастером своего дела. Учителя знают, как преподавать, врачи — как лечить, художники — как творить. И вдруг появляются государственные мужи, которые начинают всех их учить и «лечить» заново. Кто же наградил их безупречной квалификацией сразу во всех видах человеческой деятельности? Когда, наконец, чиновники поймут, что их дело — организовывать и поддерживать труд людей, а не раздавать им свои «заказы»?

Вмешательство властей в профессиональные дела любых специалистов часто абсурдно, но во сто крат абсурднее вмешательство в дела художников. Это профессия, сама суть которой — свободное творчество, то есть рождение нового, до поры до времени не известного даже самому художнику. Когда чиновник задает автору тему и контролирует «правильное» ее воплощение в акте искусства, он метким ударом стреляет в самое сокровенное, что есть в профессии,— в тайну творческого процесса

Песков говорит, не сомневаясь в верности своего суждения, что, раз государство платит художнику, то, стало быть, художник должен обслуживать его — государства — волю. Если помните, есть такая вульгарная шутка: «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Примерно таково и представление власти об искусстве. Эти люди решили, что именно они знают, что нужно народу, и на его деньги заказывают свои жалкие поделки. Как правило, выходят произведения очень ограниченные — и ремесленным исполнением, и узостью взгляда на предмет, притом любой предмет. Такими «заказами» чиновники оскопляют творческую мысль, заставляют художника превратить свое стило в долото грубого ремесленного пошиба.

Нет, не художник обязан государству, а государство обязано помогать художнику. Власть обязана пестовать гений, поощрять свободный поиск талантливых представителей народа, потому что именно так тело народа осознает себя, взрослеет, совершенствуется, просвещается вместе с этими прозрениями, порой ранящими публику, порой обескураживающими ее, но всегда создающими то напряжение смыслов, которое и необходимо как вода в пустыне душе и разуму зрителя, читателя, слушателя.

Глядя на свободно струящееся тело произведения вольного ума, зритель видит, как в отражении, себя самого свободным и вольным, потому что, как известно, художник не может не петь песню, которая немотствует на устах его народа. Власти же вместо этого поощряют бездарную, унылую ложь о человеке, заполонившую экраны и телевизора, и кинотеатра. Отдаляют тем самым человека от самого себя, настоящего и сложного. Вот чем оборачивается их «госзаказ».

Господин Песков не стал комментировать слова Райкина о чудовищных выходках людей, публично ломающих скульптуры и обливающих мочой фотографии. Тем самым подтверждая мысль Константина Аркадьевича: государство предпочитает всего этого не замечать. Причина, увы, очевидна. Активность этих расплодившихся как кролики общественных организаций, этих безнравственных блюстителей нравственности и есть истинный госзаказ, даже если оскорбленные действуют из собственных убеждений. Потому что у сегодняшнего государства есть этот заказ — сделать страну усредненной, однообразной, изоляционистской, послушной, как стадо, державой. Агрессивные маргиналы всегда хорошо чувствуют такой «госзаказ».

Теперь о главном, что меня поразило в высказывании Пескова. Впрочем, я не раз слышал примерно эту же позицию из уст Мединского и еще одного героя пламенной речи Райкина — господина Аристархова. Ключевая черта, свидетельствующая о безнравственности нашей власти, в том и состоит, что она совершенно убеждена: деньги, которыми они распоряжаются, принадлежат им. Они забыли, с какой-то удивительной легкостью изъяли из своего сознания простую и очевидную мысль, что это не их деньги, а наши. Общие. Деньги, на которые они «заказывают» свои агитки, взяты у народа. А в народе живет такое огромное богатство мнений и желаний, что их никогда никакой власти не угадать. Как-то раз мне довелось дискутировать с господином Мединским вокруг той же темы, и меня удивило, с какой искренней убежденностью он верит в то, что это они дают нам деньги. То простое обстоятельство, что эти деньги такие же мои, как и его, ему просто не приходит в голову.

Желающим что-нибудь заказать художнику я могу предложить следующее. Продайте свой дом или автомобиль и на вырученные деньги закажите, например, спектакль. Или десять спектаклей. Если найдутся охочие, а такие точно найдутся, они и покажут вам на сцене то, что вам хочется. А пока вы исполняете волю народа, получая зарплату из народных денег, пока вы такие же, как и мы, граждане страны, помогайте свободным художникам осуществлять свою деятельность, а не мешайте им. Услышьте же, наконец, что они не хотят ваших «заказов». Не хотят с вами ни ужинать, ни танцевать.

И последнее. Моему сыну только на днях исполнилось 7. Он не знает, кто такой Путин. Потому что живет в счастливой стране по имени детство. По крайней мере я считаю, что ему совсем ни к чему знать, кто такой Путин или Жириновский, что такое «пакет Яровой» или законы Милонова и Мизулиной. У нас дома нет телевизора уже много лет. В этом сентябре он пошел в первый класс. Уже в конце первой недели обучения на мой вопрос, что они изучают в классе, мой сын ответил: «В Москве есть Красная площадь, Кремль и зоопарк, а еще у нас есть президент Путин, он хороший и добрый». Вот это и есть госзаказ: вместо объективных знаний — идеология, вместе с писанием закорючек — пропаганда.

Лао-цзы говорил: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится». Другой перевод звучит еще строже: «В благополучном государстве подданные не знают имени своего правителя». Мы ходим по кругу. Знакомые тени встают и снова ввергают нас в дурной сомнамбулический сон, в котором нам снится наш страх.  


28 октября 2016 г.

   


Сопряжение
 К нашим зарубежным читателям
 Общество

Отзвук
 Злоба дня

Это мы
 Портреты

Обстоятельства
 Горожане

Обыкновения
 Нравы
 Даты

Здравствуйте!
 Медицина

Галерея
 Имена

Досуги
 Разное

Напоказ
 Творчество

Улыбка
 Юмор

Почитать
 Литература

Гласность
 Россия

В начале
 Основы всего

Татьяна
 Женские вопросы

Спорное
 Гипотезы

Так и есть
 Истинно

Добро пожаловать
 Собратья

Без преград
 Наши в Америке
 Наши в Ираиле

Диссонанс
 Несогласие

Иные
 Не мы
     
Распродажа культурных файлов FILE-SALE.RU. Новинки: