№15
    
 
 

По велению цифр, а точнее - памятных дат «Обыватель» уже не раз, и с удовольствием, погружался в веселую стихию «Сатирикона» - в творчество Аркадия Аверченко, Аркадия Бухова... И вот сейчас пришло время вспомнить еще одну звезду, как ныне принято выражаться, лучшего российского юмористического журнала - Сашу Черного. В октябре 2010 года исполнилось 130 лет со дня его рождения.

В Литературном энциклопедическом словаре про него сказано коротко: «русский поэт». Таковым его и знает большинство читате­лей. Немногие чтят его и как отличного русского прозаика. Причина проста - в этом качестве он по-настоящему проявился в эмиграции, где пребывал с 1920 года. Между тем, его книги «Несерьезные разговоры», «Солдатские сказки», «Библейские сказки», «Дневник фокса Микки», многочисленные детские рассказы способны до­ставить истинное наслаждение любому читателю.

И уж совсем мало кто знает Сашу Черного как публициста. Именно к этой стороне творчества талантливого писателя мы нын­че и обращаемся, перепечатывая его фельетон, впервые опубликованный в 1913 году в газете «Русская молва». В наше время торже­ства самого разнообразного, порой бесстыдного «пиара» он звучит очень актуально.

 


Другие публикации этого раздела

http://obivatel.com/artical/57.html

http://obivatel.com/artical/23.html

http://obivatel.com/artical/82.html

http://obivatel.com/artical/128.html

http://obivatel.com/artical/154.html

http://obivatel.com/artical/163.html

http://obivatel.com/artical/201.html

http://obivatel.com/artical/212.html

http://obivatel.com/artical/245.html

http://obivatel.com/artical/273.html

http://obivatel.com/artical/296.html

http://obivatel.com/artical/309.html

http://obivatel.com/artical/334.html

http://obivatel.com/artical/344.html

http://obivatel.com/artical/370.html

http://obivatel.com/artical/398.html

   










Яндекс цитирования





       

 

«СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ГОМЕРА»,
ИЛИ
«АПОЛОГИЯ НЕОНАГЛИЗМА»

 

НОВЕЙШИЙ САМОУЧИТЕЛЬ РЕКЛАМЫ

Для г.г. начинающих и «молодых»

В наше зоологическое время только одно искусство высоко держит свое знамя и неустанно опрокидывает на головы вялых совре­менников собрание сочинений за собранием, альманах за альманахом... Невероятное коли­чество начинающих поэтов пишет почти как Пушкин. Невероятное количество прозаиков пишет почти как Толстой. Сооружаются поэти­ческие академии, цехи поэтов, лиги взаимного почитания и восхваления и проч. В недалеком будущем все страховые общества, банки и конторы по найму прислуги должны будут пре­кратить свои операции, так как ни один клерк не захочет сидеть над презренным сведением балансов: все займутся составлением собра­ний сочинений, - занятием легким и приятным, не требующим особых способностей, ни каких-либо предварительных знаний.

Число книг с каждым днем все возрастает, ибо авторов все больше, читателей же все меньше, так как многие, дойдя до полного рав­нодушия, продолжают по инерции выписывать "Ниву" и этим ограничиваются.

Как быть? Как выделиться из массы? Как схватить за волосы читательское равнодушие и, не давая читателю прийти в себя, заставить его если не прочесть, то хоть купить книгу?

Как навязать свое имя толпе, чтобы оно, как "тарарабумбия", преследовало его и в ба­не, и во сне, и в самые тихие минуты бытия? Все эти вопросы и составляют область слож­ной науки, которая называется рекламой и яв­ляется, как известно из объявлений, "главным двигателем торговли".

Автору этих строк удалось в течение нескольких последних лет собрать по этому вопросу кое-какой материал. Материалом этим он хочет поделиться с теми малоопытными на­чинающими (по большей части провинциала­ми) и так называемыми "молодыми", которые невинность уже потеряли, но капитала еще не приобрели. Итак:

§ 1. Обложка - душа книги. Если прохо­жий заметит в книжной витрине на другой стороне улицы пятно цвета раздавленного попугая и неудержимо потянется к нему, как к зарезанной автомобилем на площади лошади, - значит, обложка удовлетворительна. Заглавие должно быть не менее выразительно: "Четыре пугови­цы", "Книга для крокодилов", "Кто и что?" Для сборника сти­хов предпочтительнее что-ни­будь узывное и тугопонятное: "Пусть лилии молчат", "Филь", "Арфы из шарфов" или "Шарфы из арф" (по вкусу). Имя автора следует печатать такими круп­ными и необыкновенными бук­вами, чтобы все соседние выве­ски поблекли от зависти.

§ 2. Печатать на обоях и оберточной бумаге уже старо­модно. Следует искать нового материала: все издание, напри­мер, на березовой коре, а сто эк­земпляров на ослиной коже с рыжим обрезом (для любителей).

§ 3. Не считаясь с устарелым мнением Го­голя, высказанным им в "Завещании" (п. 7), и его старомодной скромностью, в каждой книж­ке, независимо от ее размера, необходимо прилагать свой портрет. Если лицо недостаточно умно и выразительно, следует во время позирования придавать своим чертам ту об­щую неопределенную напряженность, которая легко может сойти за работу мысли и чувства.

§ 4. Предисловия бывают двух сортов: лич­ные - от лица автора, и в виде рекомендатель­ных писем от лиц, получающих не менее 500 рублей с листа. Вторые выгоднее, ибо многие грубые читатели склонны видеть в авторских предисловиях то нервное интересничанье и "беспокойную ласковость взгляда", которые ассоциируются с известной вульгарной поговоркой о гречневой каше. Если же автора ре­комендует какое-нибудь солидное и маститое лицо, читатель, не желая показаться нечутким самому себе и своим друзьям и родственни­кам, зачастую начинает видеть на голом коро­ле платье.

§ 5. При каждой сотне экземпляров нелиш­не ставить цифру нового издания, причем с пя­того или шестого издания можно начать печа­тать в объявлениях и в конце каждой книги:

Издание шестое только что вышло и посту­пило в продажу.

Седьмое печатается.

Восьмое готовится к печати.

Девятое готовится к приготовлению к пе­чати и т. д.

§ 6. Посвящать книги лучше не ближай­шим родственникам, как чаще всего делают, а лицам, значение которых в искусстве более или менее установилось: "Светлой памяти Го­мера", "А. Пушкину". Можно и современникам. "Учителю - Анатолю Франсу". Франс далеко, русского языка не знает, да и уголовной ответственности автор за такие посвящения по за­кону не подлежит. Свидетельствуя о хорошем вкусе автора, посвящения эти сразу вводят его в избранное общество и намекают на неограниченные возможности в будущем. Можно посвятить и стихиям.

На титульном листе полезно напечатать какой-нибудь эпиграф на санскритском языке или древнебретонском наречии.

§ 7. Теперь о самом главном. Книга выпу­щена. Изумленные народы толпятся перед ви­тринами и у прилавков. Книга куплена. Надре­зана. Огорченный читатель с прискорбием вздыхает о потерянном рубле и времени и зло­радно ожидает отзыва. Что делать? Если ав­тор холост, лучшее, что можно посоветовать ему, это жениться на тетке секретаря либо швейцара одного из наиболее ходких пери­одических изданий. Психология родства обя­зывает, - оценщики, состоящие при этом из­дании, становятся близкими знакомыми, вместе закусывают, сравнивают автора с Шекспи­ром и доброжелательно хлопают его по плечу. Вытянет ли он от многописания себе жилу на руке, купит ли новые подтяжки - об этом будет сообщено миру в специальных отделах: "Наш даровитый вытянул себе жилу". "Наш дарови­тый купил новые подтяжки".

В том случае, когда с автором ничего не случится, - и об этом доведут до всеобщего сведения: "С нашим даровитым от такого-то числа по такое-то ничего не случилось".

Если же автор женат, тогда труднее указать определенную линию поступков, т. к. все зависит от того, насколько автор обладает та­лантом общественности (умение играть на биллиарде и переходить на "ты" со второй встречи, умение посетить в один вечер три ре­сторана, две премьеры и один литературный кружок) и насколько он ласков.

§ 8. При рассылке дарованных экземпля­ров критикам следует избегать одинаковых надписей, т. к. критики ходят друг к другу в го­сти и могут, пересматривая новые книги, слу­чайно натолкнуться на знакомую надпись. Ес­ли одному пишешь: "Самому чуткому", второ­му можно написать: "Самому умному", третье­му: "Самому талантливому" и т. п.

Вот несколько наиболее оригинальных надписей: "Кто горячей вас ненавидит бездар­ность, дорогой Иван Иванович? - Подпись". -"Если бы я не был собой, я бы хотел быть ва­ми - Подпись". - "Маяку Красоты и Правды. -Подпись".

§ 9. Так как благодаря приложенному к книге портрету автора начнут узнавать в трамваях, в театрах, в парикмахерских и про­чих общественных местах, то ему следует для облегчения читателя придумать себе какую-нибудь гениальную внешность. Мягкие галстуки в виде слоновых ушей, бархатные курт­ки, длинные волосы, плащи, бурки, папахи и иные экзотические предметы пора сдать в архив, ибо все это давно стало достоянием про­винциальных суфлеров, псаломщиков, тапе­ров при кинотеатрах и прочих пасынков на­шей жизни.

В наши пестромигающие, ярмарочные, орущие дни надо прибегать к более смелым средствам: можно, например, сбрить брови и отрастить волосы в косу, можно носить крас­ные очки со своим именем на каждом стекле, или сшить из собственных обложек сюртук, а подкладку сделать из своих портретов. Можно вытатуировать на своем теле все заглавия своих рассказов или стихотворений, адрес и фамилию издателя и условия подписки на соб­ственное собрание сочинений, что сослужит автору прекрасную службу в бане, в морских купаньях, при занятиях спортом и т. д. Мож­но... мало ли что можно? Надо только быть бесстрашным и отрешиться, наконец, от смешных шаблонов, которые давно уже стали чем-то вроде формы телеграфистов.

Полезно также завести какую-нибудь по­говорку, - повторять через каждую фразу: "три пупа, батенька". Поговорка, конечно, глу­пая, а в ушах останется - и можно быть уве­ренным, что с такой поговоркой вас ни один издатель, ни один редактор ни с кем другим уже не смешает.

§ 10. Не мешает завести приятельские отношения с каким нибудь карикатуристом и художником-портретистом: карикатуры печатаются в периодических изданиях, а портреты выставляются на выставках. Если же подходящего знакомства нет, то надо, по крайней мере, возможно чаще сниматься. Лучше одному, но можно и с дочкой (щекой к щеке) или с собакой (символ одиночества); собаку, если нет своей, можно одолжить у дворника.

Снимки на группах требуют известной сноровки: надо уметь оттереть плечом соседей и попасть в центр группы, — что всегда несколько затруднительно, так как соседи стремятся к тому же. Составом группы отнюдь не следует смущаться; наоборот, если фигура автора мелькнет и на воздухоплавательном банкете, и на съезде вольнопожарных дружин, и на балетной репетиции, и в отдельном кабинете, и в тесном семейном кругу, общество только приятно удивится разносторонности автора и широте его духовных переживаний.

Относительно снимков для кинематографа всякие указания излишни, так как кинематографы обращаются только к тем авторам, которые получают не менее 500 рублей с листа. Мы же имеем здесь в виду исключительно молодых и начинающих.

§11. Могучим средством для захвата поля зрения читающей публики являются выступления на литературных вечерах и чтение так называемых лекций. Нищета содержания и органические недостатки речи (пришепетывание, шепелявость, заикание и проч.) не должны служить препятствием, так как бородавки автора, его манеры, костюм и заикание часто интересуют публику больше, чем то, что он читает.

Что касается лекций, то лучше выбрать для них такие темы, которые, с одной сгороны, не требуют знаний, превышающих словарь иностранных слов («Sic transit...» «Momento mori!»), с другой — дают неограниченный простор импрессионизму жеста и слова. Таковы темы, правда, уже несколько обглоданные: Пол, Бог, Смерть, Любовь, Антихрист, Красота. Из неиспользованных тем можно рекомендовать: «О рекламе будущего», «Долой Пушкина», «О влиянии здорового смеха на открытие новых ресторанов», «Апология неонаглизма». Лучше всего, конечно, отбросить ложный стыд и читать о самом себе.

За неделю до лекции необходимо разослать в родственные периодические издания заметки, видоизменяя их изо дня вдень в следующем порядке:

«Такой то готовится прочесть лекцию. Захватывающий интерес!»

«Через три дня прочтет...»

«Послезавтра прочтет...»

«Завтра прочтет...»

«Уже! Сегодня! Читает! Захватывающий интерес! Билеты распроданы!»

После лекции опять заметка: «Такой то прочел лекцию. Браво, бис браво! По настойчивому желанию публики лекция будет повторена тогда то, тогда то и тогда то».

§ 12. Необходимо посещать все вернисажи и премьеры. Рекомендуется нанять двух при­лично одетых восторженных юношей, которые ходили бы по пятам и все время громко гово­рили: "Кто это?" - "Где?" - "Вон там, у колонны, такое необыкновенное одухотворенное лицо?" - "Как, ты не знаешь? Это автор полного со­брания сочинений Черепахин". - "Черепахин? Неужели? Боже мой, пойдем поближе, может быть, он что-нибудь скажет".

И опять: "Кто это?" - "Где?" и т. д.

§ 13. Изредка полезно печатать раздражен­ные "письма в редакцию" о заимствовании ав­торского сюжета каким-нибудь португальским писателем (португальскую фамилию придумы­вать поправдоподобнее: Гварильянос, Лопе-де-Сильва и т. п.).

§ 14. Общее правило: надо напоминать о себе, по крайней мере, раз в неделю. Средств для этого немало: в любой вторник можно, на­пример, сообщить о себе в третьем лице, что автор такой-то занят в настоящее время обдумыванием плана предисловия к своему ново­му роману "Женщина, как таковая". В следую­щий вторник можно дать подробное изложе­ние предисловия, а через неделю напечатать письмо автора в редакцию по по­воду неполноты изложения и опечатки в третьей строке свер­ху.

Время от времени можно просто сообщать: "Автор такой-то собирается написать книгу: Название, тема и число страниц пока неизвестны".

§ 15. Можно устраивать еще некоторые устарелые способы привлечения к себе внимания:

1.Пятилетние юбилеи.

2.Воспоминания о Толстом и Чехове, с описанием, главным образом, собственных привычек и времяпрепровождения.

3.Интервью (обои в передней автора, взгляды на искусство в пределах собственного собрания сочине­ний) и т. д. и т. д. и т. д.

§ 16. В заключение не меша­ет остеречь неопытных начинаю­щих и молодых от некоторых слишком интенсивных приемов рекламы: меланхолические русские мужики, расхаживающие гуськом в лиловых пальто и со щитами на спинах по Невскому, никоим об­разом не должны их обслуживать, - потому что даже в наше зоологическое время такая реклама, кроме убытков и неприятностей, ничего не принесет.


17 октября 2010 г.

 

   


Сопряжение
 К нашим зарубежным читателям
 Общество

Отзвук
 Злоба дня

Это мы
 Портреты

Обстоятельства
 Горожане

Обыкновения
 Нравы
 Даты

Здравствуйте!
 Медицина

Галерея
 Имена

Досуги
 Разное

Напоказ
 Творчество

Улыбка
 Юмор

Почитать
 Литература

Гласность
 Россия

В начале
 Основы всего

Татьяна
 Женские вопросы

Спорное
 Гипотезы

Так и есть
 Истинно

Добро пожаловать
 Собратья

Без преград
 Наши в Америке
 Наши в Ираиле

Диссонанс
 Несогласие

Иные
 Не мы
     
Распродажа культурных файлов FILE-SALE.RU. Новинки: